Главная Тексты Изображения Ссылки Гостевая
Эдды по праву считаются выдающимися источниками по древнескандинавской мифологии. Выдающимися, но не единственными. Третий грамматический трактат не задумывался как собрание древнескандинавских мифов, но, подобно «Языку поэзии» Снорри, обнаруживает их вкрапления.
Единственная информация о воронах Одина известна из описания Асгарда в Речах Гримнира, 20: «Хугин и Мунин / над миром все время / летают без устали; / мне за Хугина страшно, / страшней за Мунина, – / вернутся ли вороны!» (перевод А.Корсуна) и дискуссионной как источника «Песне воронов Одина», где Хугин исчезает, остальные упоминания встречаются исключительно в составе скальдических кеннингов.
В строфе 64 трактата содержатся не встречающиеся в эддическом мифе или других источниках сведения о воронах Одина:
Flugu hrafnar tveir
af Hnikars öxlum;
Huginn til hanga,
en á hræ Muninn.
Два ворона взлетели
с плечей Хникара (=Одина);
Хугин к повешенным, а Мунин
к сражённым (букв. трупам).
Ценность этой анонимной строфы не в том, что она указывает на «специализацию» воронов. Эта специализация не подтверждается другим литературным материалом: так, персонаж эддических мифов Гудрун говорит, что трупов чудовище (=волк) вместе с Хугином пили кровь из сердца Сигурда (Вторая песнь о Гудрун, 29), а имя Хугина используется в кеннингах, обозначающих именно павших/сражённых: ячмень Хугина (barr Hugins), пища Хугина (ferma Hugins) и др.
Ценность этой строфы в том, что посредством мифологических воронов выражена связь двух существовавших практик – принесения противника в жертву богу (бросание копья в войско)* и принесения человека в жертву через повешение (см. изображение на руническом камне с Готланда; также ср. хейти Одина Hanga-týr «Тюр повешенных») – с Одином.
* Об этой практике см. комментарий М.И.Стеблин-Каменского к строфе 24 Прорицания вёльвы (Стеблин-Каменский М.И. Комментарии // Старшая Эдда: Эпос / Пер. с древнеисл. А.Корсуна. СПб., 2005. С. 403).
Источник - Древнескандинавская культура и рунология