Главная Тексты Изображения Ссылки Гостевая

О́дин (исл. Óðinn, норв. Odin от исл. óðr), он же Во́тан (нем. и норв. Wotan, англ. Woden, от прагерманского *Wōđinaz или *Wōđanaz) — в скандинавской и германской мифологии, — бог ярости, поэзии, магии, мудрости, войны и смерти, верховный бог и предводитель асов, кроме того — эпический прародитель скандинавов. Отождествляется с римским Меркурием, его именем в английском языке называется среда (Wednesday).

ОДИН В СТАРШЕЙ ЭДДЕ

Происхождение и родство

Сын Бестлы и Борры, брат Вили и Ве («воля» и «святость»), отец Тора от Йорд (Земли), Бальдра и Хёда от Фригг, Видара от великанши Грид и Вали от Ринды.

Деяния

Вместе с братьями он убил инеистого великана Имира и сделал из его тела мир. Он также вместе с братьями создал из дерева первых людей: Аска и Эмблу («ясень» и «вяз»).
В одежде бродяги, Вотан путешествовал по миру. В частности, он пришёл к источнику мудрости в Ётунхейме и ценой одного глаза купил у Мимира право напиться из него.
Затем он повесился на Мировом Дереве Иггдрасиле, пронзив себя копьём, — в жертву самому себе — и висел так девять дней и ночей, а потом сорвался и обрёл руны.
Один также сооблазнил великаншу Гуннлёд, украл у неё мёд поэзии и улетел, превратившись в орла.

Судьба

В конце времён, услышав звук рога Хеймдалля, Один поедет к источнику Мимира за советом. Затем Один возглавит войско асов, вышедших против великанов, сразится с волком Фенриром, будет им пожран, но тут же отмщён своим сыном Видаром.

Атрибуты

Атрибуты Одина включают:

- двух воронов, Хугина и Мунина («мысль» и «память»), летающих по свету, а потом рассказывающих ему, что где творится,
- волшебное копьё Гунгнир, никогда не промахивающееся,
- золотое кольцо Драупнир, каждую девятую ночь производящее восемь таких же,
- восьминогого коня Слейпнира, рождённого Локи,
- отрубленную голову (терафим) Мимира, предсказывающую ему будущее,
- двух волков Гери и Фреки, которым он бросает всю подаваемую ему в Вальхалле пищу, не употребляя ничего, кроме вина и мёда.

ОДИН В МЛАДШЕЙ ЭДДЕ

Сказания о нем подчеркивают происхождение будущих викингов с южных регионов Скифии. Наибольшие подробности в произведении Снорри Стурлуссона (Круг Земной; Сага об Инглингах)

Представления средневековых скандинавов о "круге земном"

Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда (вариант - страны юго-восточных нервов, память о которых отчасти хранил Неревский конец средневекового Новгорода) до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света.

Та, что к востоку, зовется Азией (границу с античности вели по Дону), а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин (арабского Халифата, реалии 7 – 10 вв. н.э.), а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей (по сути, Швецией-Свейсией подменялась Скифия, своя для многих индоевропейцев).

Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода (это говорил Геродот о Скифии), как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков (о скандинавской Швеции подобное сказать трудно). Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов (вариации текста Геродота) . Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис (Дон). Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль [Ванак-висла имеет и славянские трактовки]. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов (венедов-энетов?). Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.

Страна Асов

Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард (ищут у Азовского моря). Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать (связывают с аристократами приазовских полисов Боспорского царства). Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.

Братья Одина

У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили (всех братьев было трое, как, например, и в легендах о происхождении скифов или полян-киевлян, славян). Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг (подобный брак связывают с приазовской царицей Динамией). Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену. Далее представления о круге земном начала нашей эры, до 20 веков назад.

(Во времена Помпея Мелы (верхняя карта) , 1 в. н.э., Скифия, по сути, рассматривалась серединой античного мира. Эти идеи отчасти развивал и Птолемей . Но Гардарики и Страны Саксов, многих средневековых реалий, отраженных эпосом об Одине, тогда еще не было).

Войны асов и ванов

Один пошел войной против Ванов (венедов?), но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга ( возможно, здесь и память о киммерийско-урартских (ванских) войнах). И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда (Северянина) Богатого и сына его Фрейра (Свободного, «фракийца»), Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром (Кениром, королем), и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром (имя напоминает славянизм), очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир (это уже подозрительное, если допускать праславянский корень, имя). Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему (скифские учителя-педагоги славились с античных времен, с эпохи Прометея и кентавра Хирона, воспитывавшего Ахилла). Но когда Хёнир был на тинге или сходке (вече) и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают».

Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение (этот прием известен скифам тысячи лет) , и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.

Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями (девами-прорицателями индоиранцев) у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов (обряды колдовства-гадания у скифов описывал еще Геродот). Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов (более северных по отношению к южанам) был запрещен брак с такими близкими родичами.

Хребет гор Рип (?)

Большой горный хребет (Урал или Русские возвышенности – Рипы, отчасти округа Валдая) тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (реалии 6 – 7 вв. н.э.). Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян (реалии с 3 века до н.э., затем и Византии) ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики [обычно связывают с Русью у Востока Балтики], а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове [очевидное эпическое указание на исход этноопределяющих групп индоевропейцев-скандинавов с юга через земли будущей Руси к Балтике, чего многие историки официоза напоминать никак не хотят].

Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась в Жилища Великанов и зачала там от одного великана четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре. А там, где прежде была земля, стало озеро. Оно называется Лёг. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. [стихи скальдов опускаются далее для экономии места].

Походы Одина обратно

Один, узнав, что на востоке (обычно связывают с Русью) у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны[в средние века – столица скандинавской Швеции], построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов (прорицателей-скифов Приазовья). Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне (ононим типа Новгород, а Неаполь известен в Крыму еще до нашей эры), Фрейр — в Уппсале, Хеймдалль — в Химинбьёрге, Тор — в Трудванге, а Бальдр — в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища. Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии (названия индоиранских жрецов) пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один (как Прометей ) был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил [вновь напоминание о мастерстве скифских педагогов и значении их опыта]. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией (скифы, включая Анахарсиса, славились особым искусством речи). Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками [есть слову разные пояснения, включая барсы-персы, пардусы русских летописей].

Волхование Одина мОдин мог менять свое обличье (как Волхов сказаний о Словене и Русе). Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль — он назывался Скидбладнир, — на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов (а они, по сути, продолжали традиции округи Приазовья и юга) называют мастерами заклинаний. Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел. Эти его искусства очень его прославили. Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и колдовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так колдовство очень распространилось и долго держалось. Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них. От имени Один пошло имя Аудун [созвучие типа Авдей], и люди так называли своих сыновей, а от имени Тора пошли имена Торир или Торарин, а в сочетании с другими словами — Стейнтор или Хавтор и многие подобные.

Законы Асов в стране Одина

Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год. (Этим занимались наемники и на Руси). Ньёрд женился на женщине по имени Скади. Но она не захотела жить с ним и вышла потом замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг. К Сэмингу возводил свой род Ярл Хакон Могучий. Эта Швеция (скандинавская) называлась Жилищем Людей, а Великая Швеция (Великая Скифия) называлась Жилищем Богов. О Жилище Богов есть много рассказов. Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов (Великую Скифию) и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард (в Приазовье, куда через тысячи лет стремился и Тур Хейердал) и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним. Ньёрд из Ноатуна (скандинавского Новгорода) стал тогда правителем шведов и совершал жертвоприношения. Шведы называли его своим владыкой. Он брал с них дань. В его дни царил мир, и был урожай во всем, и шведы стали верить, что Ньёрд дарует людям урожайные годы и богатство. В его дни умерло большинство диев. Все они были сожжены, а потом им приносили жертвы. Ньёрд умер от болезни. Он тоже велел посвятить себя Одину, когда умирал. Шведы сожгли его и очень плакали на его могиле.

Источник - Традиция

Хостинг от uCoz